Борис Жалило - Зачем бенчмаркинг менеджеру по персоналу?

Зачем бенчмаркинг менеджеру по персоналу?

Поделиться:

– А что такое бенчмаркинг? – спросил меня один из участников семинара по менеджменту.

Бенчмаркинг – это очень интересный инструмент, который помогает нам решать наши проблемы, принимать верные решения, и, в конце концов, развиваться, - ответил я и задумался о том, как кратко и наиболее точно охарактеризовать и объяснить, как и для чего использовать бенчмаркинг.

В Советском Союзе, откуда все мы родом, жить и работать было очень просто. Госплан определял, что, в каком количестве и когда должно производиться. Госстандарт определял требования к продукции, технологии, процессам, которые происходят на предприятии, устанавливал нормативы себестоимости, производительности, рентабельности, нормы расхода времени и материалов. Госкомстат собирал, обрабатывал и распространял информацию о показателях в отрасли, по стране, информацию о лучших и худших показателях производительности, рентабельности, эффективности работы. На совещаниях в министерствах обсуждался опыт ведущих, наиболее успешных предприятий страны. Одним словом, работала мощнейшая инфраструктура, которая помогала принимать управленческие решения на уровне предприятия и его структурных подразделений, позволяла сравнивать показатели предприятий и ставить цели развития предприятия и его подразделений.

Сейчас, к сожалению, у нас нет такой инфраструктуры. В связи с этим, руководитель предприятия часто не владеет информацией, на основании которой он может определить, насколько эффективно или неэффективно работает предприятие, найти резервы эффективности, определить пути улучшения процессов и функций на предприятии. Что же сможет заменить неработающую инфраструктуру? Как показала практика, одним из лучших «заменителей» может стать система бенчмаркинга.

"Бенчмаркинг" – это инструмент внедрения лучшей практики ведения бизнеса и достижения максимальной результативности осуществления предпринимательской деятельности. Осуществляется бенчмаркинг путем сравнения своего предприятия с другими, среди которых есть лучшие предприятия в отрасли или в регионе. Поскольку сравнение проходит и количественное (по показателям), и качественное (по структуре и содержанию процессов и функций на предприятии), то сравнить можно практически все и, причем, не обязательно с предприятием своей отрасли. Система бенчмаркинга помогает предприятиям обмениваться информацией о практике решения проблем, об успешных методах работы, позволяет сравнить показатели эффективности и результативности своей работы с предприятиями-лидерами в данном бизнесе или в данном регионе. Такое сравнение и такой обмен информацией позволяет предприятиям ставить четкие реалистичные цели развития и находить пути достижения этих целей.

Процесс бенчмаркинга состоит из нескольких элементов, которые делаются последовательно. Во-первых, необходимо определится с тем, какие цели Вы хотите достичь с помощью этого инструмента. Цели могут быть разные: от простого определения того, насколько предприятие работает лучше или хуже, чем другие, до решения конкретной проблемы и определения того, за счет каких изменений предприятие может стать более прибыльным. После этого необходимо найти одно или несколько предприятий, которые являются лидерами в своей отрасли или регионе или у которых лучше всех работает именно интересующая нас функция. Третьим шагом процесса будет изучение опыта предприятия лидера, его показателей. И последним, четвертым шагом, будет адаптация, приспособление изученного опыта для решения проблем предприятия.

Так зачем же бенчмаркинг менеджеру по персоналу? Если воспринимать его/ее функции более широко, то есть воспринимать его как человека, обеспечивающего и отвечающего за слаженную эффективную и результативную работу персонала по достижению целей компании, тогда бенчмаркинг нужен для возможности сравнения результативности и эффективности деятельности предприятия и персонала предприятия, определения того, “насколько мы хороши” по сравнению с другими предприятиями, по сравнению с конкурентами, по сравнению с лидерами бизнеса в данном регионе и по сравнению с общепризнанными мировыми лидерами. Сравнив ряд показателей предприятий, в том числе и финансовых, можно определить наши слабые и сильные стороны, обозначить направления, которые требуют развития, найти ошибки и проблемы, а иногда и пути их решения. В более узком смысле, если рассматривать работу менеджера по персоналу как учет персонала, выполнение функций по приему на работу, вознаграждению, аттестации и пр., тогда бенчмаркинг может выполнять более приземленную, но не менее полезную роль. Сравнивая выполнение своей работы с работой коллег из других организаций, можно вовремя найти и исправить ошибки, а иногда и избежать их, решить возникающие проблемные ситуации, найти пути оптимизации работы персонала, повысить результативность и эффективность работы, а иногда и найти способы снижения затрат предприятия.

Инструмент, который активно и успешно использует множество предприятий всего мира, делает только первые шаги на Украине. Причин для этого много. Это и недоступность статистической информации, и отсутствие отраслевых исследований или недоступность для основной массы предприятий результатов таких исследований, и закрытость предприятий, недоверие, да и просто нежелание, немотивированность руководства предприятий делиться такой информацией с первым встречным. Несмотря на массу проблем и сложностей, украинский менеджмент все-таки проявляет значительный интерес к бенчмаркингу и делает первые шаги по его внедрению на Украине.

Одним из первых шагов внедрения можно считать попытки разработки системы бенчмаркинга процессов реструктуризации (БПР) украинских предприятий в рамках проекта "Конкурентоспособность украинских предприятий - 2000", реализованного при финансовой поддержке Мирового банка. Система БПР включает в себя создание системы сбора и обмена информацией, дающую предприятиям обобщенное или конкретизированное описание процессов реструктуризации на предприятиях. Для этого разработаны анкеты, которые должны заполняться руководством предприятий, разработана система обработки и анализа результатов- данных. Для апробации системы был проведен пилотный проект, основой которого стали предприятия различных отраслей и различной формы собственности, участвующие в проекте "Конкурентоспособность - 2000". В основном это приватизированные предприятия, которые проводят комплексную реструктуризацию или реструктуризацию отдельных функций и бизнес-процессов. 70,2% предприятий-участников являются открытыми акционерными обществами, 17% - ЗАО, 6,4% - ООО, 6,4% - предприятия с другими организационными формами. Среди этих "пионеров" Ильичевсквнештранс, АО "Темп", АО "Сахпроммеханизация", Донецкий завод химических реактивов, ООО "Краснолучская мебельная фабрика", АО "Электромаш", Гостомельский стеклозавод, Волчанский агрегатный завод, АО "Квадр" и другие предприятия, которые понимают необходимость серьезных изменений в практике менеджмента. Пилотный проект позволил попробовать систему бенчмаркинга, определить направления совершенствования системы и научиться решать проблемы, которые будут возникать в будущей работе системы бенчмаркинга.

Справедливости ради нужно заметить, что, несмотря на то, что бенчмаркинг делает только первые шаги на Украине, мы чем-то подобным, оказывается, пользуемся уже давно на индивидуальном уровне. Если, скажем, у менеджера по персоналу возникла профессиональная проблема, связанная с приемом на работу или увольнением сотрудника, с проведением аттестации или вознаграждением работника, наконец, с заполнением какого-либо документа или подготовкой отчетности, менеджер поднимает телефонную трубку и звонит своему (или своей) коллеге, работающему (работающей) в другой компании и спрашивает о том, не сталкивался (-лась) ли коллега с подобной проблемой и как эта проблема решалась. Обычно, после двух-трех (в редких случаях пяти-десяти) звонков разным коллегам находится решение проблемы. Динамичность законодательства, возрастающие требования со стороны руководства, сложность работы с некоторыми категориями сотрудников заставляют сегодня менеджеров по персоналу, пользуясь малейшей возможностью обмениваться опытом с коллегами. При встрече, участвуя в семинаре или конференции, едва познакомившись, коллеги всегда найдут общие темы для разговора и стараются обменяться мнениями и опытом по интересующим их профессиональным проблемам.

Внешняя среда любого бизнеса очень динамична. Постоянные изменения законодательства, конъюнктуры рынка, жесткая конкуренция, стремительно растущие требования клиентов говорят о необходимости постоянного совершенствования всех основных функций организации. Это нужно не просто для развития компании, сегодня это важно для выживания и сохранения конкурентных позиций предприятия. Поэтому, будем надеяться, что украинские предприятия будут брать пример со своих же менеджеров по персоналу и развивать практику бенчмаркинга процессов предприятия. Поскольку силами одного даже крупного предприятия осуществлять бенчмаркинг в условиях Украины довольно сложно, да и не очень выгодно, инициатива создания системы бенчмаркинга будет поддержана, причем не только лидерами, успешно работающими на украинском и зарубежных рынках, но и теми предприятиями, которые пока делают только первые шаги на пути к успеху.

 

Цикл бенчмаркинга

Поделиться:
Вам подарок от Бориса Жалило!
Получить подарок
ПОДАРОК

Уважаемый гость!

Благодарим за визит на наш сайт жалило.рф!
В честь нашего знакомства мы дарим Вам подарок: сборник статей для руководителей и один из видео или аудиотренингов Бориса Жалило.

Ссылки для просмотра мы вышлем Вам сразу на указанную Вами электронную почту.

Будем рады встрече на тренингах Бориса Жалило!

Ваши,

Команда Solutions2b и Борис Жалило

Ваше имя
Email
Получить подарок

ОК
Закажите звонок и мы перезвоним Вам
Ваше имя
Телефон
Отмена
Заказать звонок
Закажите тренинг для Своей компании
Ваше имя
Телефон
Email
Название компании
Отмена
Отправить заявку
Ваше имя
Телефон
Email
Название компании
Отмена
Отправить заявку
Закрыть